Выбрать страницу

Урок №2

Второй член Символа Веры

Второй член Символа веры

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, Им же все сотворено.

Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу. Для раскрытия его необходимо побеседовать о тайне Святой Троицы.

Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства — учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями, как единосущны и равночестны. Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси. Отец — не сотворен, не создан, не рожден; Сын — предвечно рождается от Отца; Святой Дух — предвечно от Отца исходит. Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». На чем основана наша вера? На святом Евангелии: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28, 19). У Отца, Сына и Святого Духа одно имя («во имя»).

Земной человеческий ум собственными силами, без Бога, не может возвыситься до этой тайны. Тайна Святой Троицы открывается явно в воплощении Сына Божия и ниспослании Им Святого Духа. Однако уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. В начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1, 26-27; выделено нами. — Авт.). Слова сотворим человека указывают на множественность Лиц, а сотворил его — на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места:

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (3, 22).

— И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их (11, 6–7).

Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре, он увидел трех пришедших Путников. Он побежал Им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт 48, 3). Явились три Мужа, а Авраам обращается к Ним как к одному — Владыка.   

Учение о Троице не является лишь богословско-теоретическим. В новозаветных священных книгах оно раскрывается в теснейшей связи с великими событиями Боговоплощения и искупления. Господь Иисус Христос неоднократно говорит и о Своем Богосыновстве, и о том, что Отец послал Его (Ин 5, 36), чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3, 17). Святой Дух участвует во всех делах домостроительства спасения человечества. Он оживотворяет и освящает. Человек, живущий в святых Таинствах и молитвенной жизни Церкви, не сомневается в этой истине, она — неотъемлемая принадлежность его религиозного опыта. Изучавший догматическое учение нашей Церкви не мог не изумляться внутренней согласованности его частей. Такой человек убежден, что это стройное и величественное здание немыслимо без краеугольного камня — догмата о Пресвятой Троице.

Познать до конца тайну Святой Троицы человеческий ум не может. Но мы можем использовать некие аналогии, которые, правда, являются условными и ограниченными, для того чтобы хотя бы частично понять единство и отношение между собой Лиц Святой Троицы.

Святые отцы приводили в качестве образа Троицы солнце. Видимая часть солнца — это круг, от него рождается свет и исходит тепло. Святитель Василий Великий, рассуждая о Пресвятой Троице, использует явление радуги: «И в многоцветности открывается единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различия, но не можем измерить расстояний. В совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается в многоцветном сиянии».

Итак, второй член Символа веры говорит нам, что вторая Ипостась Святой Троицы является Единородным Сыном Божиим, Который рожден Отцом прежде сотворения всего видимого и невидимого, даже до сотворения времени. Он рожден, а не сотворен, это сказано, чтобы опровергнуть лжеучения еретиков, в частности — Ария, учившего о тварности Сына Божия.

Имя Иисус означает — Спаситель, а Христос значит Помазанник (Мессия). Помазанниками с древности называли царей, пророков и первосвященников. Спаситель соединил в Себе все три этих служения. Бог Отец сотворил весь мир, видимый и невидимый, Сыном Своим. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна: Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть (1, 3).

Источник-https://pravoslavie.ru/104596.html

О втором члене Символа веры

КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА «ИИСУС», «ХРИСТОС», «СЫН БОЖИЙ»?

Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ИИСУС»?

Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.

ЭТО ИМЯ НАРЕЧЕНО БЫНУ БОЖИЮ ПРИ РОЖДЕНИИ ЕГО НА ЗЕМЛЕ,

потому что Он родился спасти людей.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ХРИСТОС»?

Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа.

КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?

Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царейпервосвященников ипророков.

ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?

Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ «ГОСПОДЬ»?

Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господь есть одно из имён Божиих.

КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?

Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?

Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по «благодати» (см. Ин. 1:12).

НАЗЫВАЕТ ЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?

Священное Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» (Ин. 1:14). «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он «рождён» от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.

КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?

Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «СВЕТА ОТ СВЕТА»?

В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1 Ин. 1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА»?

Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец.

ЭТО СЛОВА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,

и они взяты из следующего изречения евангелиста Иоанна: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?

В Символе веры сказано, что Сын Божий рождённе сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ»?

Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.

КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?

В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).

ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ИМЖЕ ВСЯ БЫША»?

Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим.

«Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Перейти к верхней панели