Выбрать страницу
Неделя о мытаре и фарисее
Евангелие от Луки, 18: 10–14

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

В евангельской притче о мытаре и фарисее всеми презираемому мытарю противопоставляется благочестивый и очень довольный собой фарисей. Фарисеи были религиозными лидерами в Древнем Израиле, ревностно исполняли все требования, записанные в священных книгах. Фарисей говорил: «Боже, благодарю тебя за то, что я не такой, как другие, – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Я же пощусь два раза в неделю и отдаю на храм десятую часть из всего, что получаю». А мытарь стоял у порога, не смея даже поднять глаза, сокрушённо бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» Спаситель рассказал эту притчу, закончив её такими словами: «Говорю вам, что этот пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Разве плохо поступал фарисей, исполняя ветхозаветные заповеди о посте и жертве на храм? Конечно хорошо! Но оказывается, пост, молитва, милостыня нужны для того, чтобы научиться смирению и любви. Если постник и молитвенник бахвалится, всех презирает, то он не приближается к Богу, а удаляется от Него. В среду и пятницу на этой неделе пост отменяется: так Церковь напоминает, что пост, исполнение молитвенного правила и посещение храма – не цель духовной жизни, а только средство к стяжанию духовных плодов на пути к Богу.

Перейти к верхней панели