Урок №4
Крестное знамение. Благословение священника
Дорогие дети!
Когда Господь наш Иисус Христос страдал на кресте, пригвождённый к нему римскими воинами, тогда совершилось великое чудо: Крест освятился и получил великую чудодейственную силу. Крест стал Святым, Честным и Живо творящим.
Святым, Честным — значит почитаемым верующими во Христа. Животворящим — значит имеющим силу спасать, благословлять, освящать и сохранять людей, верующих во Христа и носящих на себе святой крест. Вот почему на многих наших нательных крестиках начертаны слова: «Спаси и сохрани».
Дорогие дети! Берегите каждый свой крестик. Эта первая и самая драгоценная для каждого православного христианина святыня. Она даётся нам от купели Святого Крещения.
Давайте прочитаем, как святые отцы Церкви Христовой Православной учат нас почитать Святой Крест и благоговейно осенять себя крестным знамением.
Святой Кирилл Иерусалимский учит: «Крестное знамение есть знамение для верных и страх для злых духов»
«Крест — наша радость и главное из всех благ», — учит святой Иоанн Златоуст.
Бесы боятся крестного знамения и бегут от него. Однажды святой Серафим Саровский сказал: «Искушения диавольские подобны паутине: стоит на неё только дунуть, и она истребляется. Так и против врага диавола стоит только оградить себя крестным знамением, и все козни его исчезают совершенно».
«Где крест, там и Христос, — учит святой Иоанн Кронштадтский. — Молясь Богу, изображая на себе крестное знамение, мы как бы говорим Отцу Небесному: „Ради Сына Твоего возлюбленного, нашего Искупителя, пострадавшего за нас и взявшего на Себя грехи мира, помилуй нас!“»
Святой Амвросий Оптинский наставляет, что крестное знамение нужно совершать или с именем Святой Троицы, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», или с именем Христовым, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Утром, пробудившись ото сна, а также вечером перед сном православный христианин осеняет себя крестным знамением и с благоговением целует свой крестик. Перед отходом ко сну принято произносить молитву: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».
Ограждает себя православный христианин крестным знамением и при начинании всякого дела со словами «Господи, благослови!» И когда мы молимся, свою молитву мы подкрепляем крестным знамением, складывая пальцы руки во имя Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.
Очень важно правильно совершать крестное знамение!
Понять, почему это важно, можно на простом примере.
Если кто-то из вас, дорогие дети, начнёт учиться игре на скрипке, то учитель музыки прежде всего научит вас тому, как правильно держать в руках скрипку и смычок. А при обучении игре на фортепиано учитель сначала научит вас правильно нажимать клавиши пальцами. Для чего учитель музыки так старательно занимается постановкой рук? — Для того, чтобы ученик со временем научился хорошо играть на музыкальном инструменте. Если ученик не научится правильно держать руку, то он вообще мало чему научится и недалеко уйдёт в освоении музыкального инструмента.
Так и при совершении крестного знамения важно правильно складывать пальцы и внимательно, старательно и благоговейно осенять себя святым крестом. Тогда мы получим милость и помощь от Бога. Если же мы будем осенять себя крестным знамением по привычке, механически, то есть не сознавая, что на Кресте Иисус Христос принёс Себя в жертву ради нашего спасения от греха и вечной смерти, тогда мы вместо пользы получим осуждение за грех небрежения.
Святой Амвросий Оптинский пишет: «Веками утверждённый опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться с детства вкоренить обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо. Совершать крестное знамение нужно не небрежно, а с точностью, начиная со лба до груди, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей». Святые Оптинские старцы советуют каждому из нас сохранять дух благочестия всеми силами своей души, благоговей но осеняя себя крестным знамением.
«Крестное знамение надо творить с благоговением», — учит нас и святой Праведный Иоанн Кронштадтский нас и святой Иоанн Кронштадтский. Потому что крестящийся небрежно не только не получает себе пользы, но и согрешает. Не следует привыкать к святому крестному знамению, совершаем ли мы его своей рукой или когда нас благословляет крестом священнослужитель или мама. Нужно помнить, что крестное знамение — это священное действие, то есть священнодействие.
Святой Крест и крестное знамение выражают нашу святую веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, по имени Которого мы называем себя христианами. Поэтому никогда не будем стыдиться Креста Христова и своего христианского звания.
Дорогие дети!
Повторим и запомним молитву, которую каждому из нас надлежит произносить перед сном:
«Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».
Не будем забывать и о том, что крестное знамение, если мы его совершаем благоговейно, даёт нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро.
«СЛАВА, ГОСПОДИ, КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ!»
О крестном знамении
Благословение священника
Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
О крестном знамении
Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти.
Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.
Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть — воскрес из мертвых, и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.
Как победитель смерти — воскресший в третий день — Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.
Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.
Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире, пояснил следующим примером.
Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов — австрийцев. Наконец оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины одетые в панцирь (железную одежду) образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но каждый раз были отражаемы. Они не в силах были прорвать густой строй копий.
Тогда один из швейцарских воинов Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Через это путь швейцарцам был открыт и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами.
Так герой Винкельрид пожертвовал своею жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага.
Подобно этому и Господь наш Иисус Христос страшные и непобедимые для нас копья греха и смерти принял Своею грудью, умер на кресте, но и воскрес, как победитель греха и смерти и этим открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл пути к вечной жизни.
Теперь все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, — греха и вечной смерти, — то мы должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любитьЕго и исполнять Его святую волю, — во всем слушаться Его (жить с Христом).
Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством.
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.
ВОПРОСЫ: Что мы выражаем, когда полагаем на себя крестное знамение? Как мы складываем пальцы для крестного знамения и что это означает? Осеняя себя крестным знамением, для чего полагаем его на лоб, грудь и плечи? Почему крестное знамение нужно полагать правильно и неспешно? Когда нужно полагать на себя крестное знамение (креститься)? Что называется грехом?
Благословение священника
Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) — наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) — осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Благословляющая рука священника
Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Так мы складываем руки, чтобы получить благословение
Когда мы в храме слышим слова общего благословения: «мир всем» и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.
ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?