Богослужение — есть Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами.

 Введение

ЧТО ТАКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ?

«Богослужение» – служение Богу. Как можно служить Богу? Не есть ли вся жизнь христианина — постоянное служение Богу? Исполнение заповедей Божиих – служение Богу.

Богослужение — есть Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами.

Православным церковным Богослужением называется служба (служение) Богу, состоящая из чтения Слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному чину (порядку), во главе со священнослужителем (епископом или священником).

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Христиане брали материал для своего Богослужения из ветхозаветной Церкви, из иудейского Богослужения, и к тому был ряд причин:

1. Новый Завет пришел не разрушить Ветхий, а дополнить его Мф5:17. Сам Господь Своим посещением Храма освятил еврейское богослужение.

2. Первые ученики Христа были палестинские евреи, преданные своему богослужению. Иерусалимский храм был единственным на всю страну, и христиане из евреев дорожили своим храмом.

3. Собственных произведений христиане не успели создать: они были заняты проповедью христианства и спасались от гонений (иудеев и язычников).

Каким было Богослужение на протяжении всего Ветхого Завета? Можно разделить богослужение на 2 периода:

1. От сотворения мира до Моисея .

2. От Моисея до Христа.

1. От сотворения мира до Моисея Каким было Богослужение первых людей в Раю? – Это было прямое их общение с Богом. Бог являлся им видимым образом, общался с ними, сообщая им все нужное. После грехопадения Богослужение изменилось – Бог научил людей приноситьжертвы.

2. От Моисея до Христа Моисею на горе Синай Господь дал 10 заповедей, а вместе с ними и церковные законы, повелев устроить скинию – переносной храм и устроить при ней служителей: первосвященников, священников и левитов. При царе Соломоне был построен Иерусалимский храм, который повторял своим устройством скинию.

Христиане устроили свою Церковь по подобию Церкви ветхозаветной. Они заимствовали: 3-х-чиннуюиерархию, структурухрама, церковную утварь:семисвещник, кадило, облачения. Молитвенным фундаментом христианского Богослужения стали псалмы.

Христиане, оставив форму ветхозаветного Богослужения, наполнили ее новым содержанием: а). заменили кровавую жертву Ветхого Завета новозаветною Бескровною Жертвою Евхаристии; б). ветхозаветные богослужебные элементы стали пониматься в христианском смысле, например: обещания земных благах истолковывались в смысле небесного блаженства; враги-люди заменялись врагами духовными, бесами; все  события истолковывались как прообразы новозаветных.

Вначале была одна сплошная служба – «литургия». Она состояла из 5-ти частей:

1. Псалмы

2. Писание

3. Гимны

4. Ектении

5. Евхаристия

Со временем служба пополнилась новозаветным творчеством и сильно удлинилась, так что появилась нужда в сокращении. Помимо этого, в древности служили ночью, по подобию Тайной вечери и ради страха от гонителей. Это было тяжело для тружеников.Поэтому единую службу разделили на 3 части: вечерню, утреню и обедню (Литургию).

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются православною Церковью на протяжении суток.

Суточных Богослужений должно совершаться девять. ·

  • Вечерня
  • Повечерие
  • Полунощница
  • Утреня 
  • Первый час
  • Третьий час
  • Шестой час
  • Девятый час
  • Божественная Литургия

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера — вечернею.

· Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мыблагодарим Бога за уходящий день. ·

· Повечерие — служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и, чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Основная тема повечерия -покаяние. В Великий пост на повечерии читается покаянный канон Андрея Критского.

· Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах. СE, жени1хъ грzдeтъ въ полyнощи, и3 бlжeнъ рaбъ, Eго же њбрsщетъ бдsщимъ.

· Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мыблагодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

ЧАСЫ

 · Первый час, соответствующий нашему 7-му часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

· На третьем часе, соответствующем нашему 9-му часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. 
· На шестом часе, соответствующем нашему 12-му часу дня, воспоминается распятие Иисуса Христа. 
· На девятом часе, соответствующем нашему 3-му по полудни, воспоминаем крестную смерть Иисуса Христа. 
· Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом. Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
 Литургия Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: бодрствование.

Протоиерей Серафим Слободской 
Закон Божий

О порядке церковных Богослужений

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

1. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера — вечернею.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: бодрствование.

Наглядная схема суточного круга Богослужения

 

                        

Вечер.

 1. Девятый час. — (3 часа дня)

2. Вечерня.

3. Повечерие.

 Утро.

1. Полунощница. — (12 час. ночи)

2. Утреня.

3. Первый час. — ( 7 час. утра)

 День.

1. Третий час. — (9 час. утра)

2. Шестой час. — (12 час. дня)

3. Литургия.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

2. Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье — Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово;

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы — Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии;

Во вторник — прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных;

В среду воспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец;

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя, — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных — ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1-го, сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Перейти к верхней панели