Выбрать страницу

Верующий в благословенное Причащение не только от смерти, но и от болезней, находящихся в нас, избавляется. Ибо приходящий Христос усыпляет в наших членах неистовствующий закон плоти и оживляет благоговение к Богу, а страсти умерщвляет.(Святитель Кирилл Александрийский )

Урок 9

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН

Евхаристи́ческий кано́н (анафора) – евхаристическая молитва (состоящая из ряда молитвословий), возносимая на Литургии и составляющая её главную часть, во время которой совершается преложение Святых Даров.

Евхаристический канон начинается возгласом «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами» (2Кор. 13:1).

Протоиерей Серафим Слободской 
Закон Божий

III. Литургия верных

За следующим возгласом: «Двери, двери! премудростию вонмем!» поется (или читается) Символ веры, в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Св. Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и «воздух» с честных Даров снимается. Слова: «Двери, двери!» в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами: «премудростию вонмем»указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. На сколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «всех верных, входящих в церковь… и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного». После Символа Веры возгласом: «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, т. е. совершать Св. Таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. — В ответ на этот возглас поется: Милость мира, жертву хваления«, т. е., будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами«, и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца«, т. е., будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: имамы ко Господу«, т. е., мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

3. ОСВЯЩЕНИЕ (ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ) ДАРОВ

Совершение Св. Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: «Благодарим Господа!» Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троиц Единосущной и нераздельней«. Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарить Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа — Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще«. — Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея«. К этой песни, называемой «серафимскою», певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: «осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!» Слова: «победную песнь поюще…» взяты из видений пророка Иезекииля (1, 4-24) и ап. Иоанна Богослова (Ап. 4, 6-8): они в откровении видели Престол Божий, окруженный ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Бог».

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Свят. Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Свят. Таинства: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов«. После этого, священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие, и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

     

Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися«. Диакон произносит 12 ст. 50-го пс.: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей«. Священник опять читает тропарь 3-го часа, диакон произносит 13 ст. 50 пс.: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене«. Священник третий раз читает тропарь 3-го часа. Благословляя Св. Агнец (на дискосе), он говорит: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего«. Благословляя вино (в св. чаше), он говорит: «А еже в чаши сей — честную кровь Христа Твоего. Диакон по каждом возгласе говорит: Аминь. Наконец благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым«. Диакон же трижды говорит: аминь, аминь, аминь. В эти великия и святыя минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Св. Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это — самый важный момент Литургии.

По освящении Св. Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Св. Дары послужили «во трезвение души» (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение(получение) царствия небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е., чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же («изрядно«) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: Изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Присно Деве Марии«, на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть…» (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо «Достойно есть», поется в честь Божией Матери задостойник, т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух «в первых помяни, Господи, святейшия восточные патриархи православныя«…, поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: «И всех и вся«, т. е. помяни, Господи, всех верующих — мужчин и женщин. Молитва за живых оканчивается возгласом священника; «И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков«, и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами«.

Далее идет следующая часть Литургии верных.

Перейти к верхней панели