В Божественной Литургии, как мы ее знаем теперь и какую мы празднуем, есть уже победоносная реальность, побеждающая грех, смерть, рознь. Это еще предвкушение последней славы и торжества, но это уже победа Божия на земле и наше приобщение этой победе.
Антоний Сурожский
Урок №5. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ.
ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ. БЛАЖЕННЫ.
«Единородный Сыне»
По окончании второго антифона всегда поется песнь:
«Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас«.
Гимн «Единородный Сыне» напоминает, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключалось в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею смертию победившего смерть.
В написанном в 4 веке византийским императором Юстинианом гимне изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы — Сыне Божием, Иисусе Христе.
На текст этого песнопения была написана икона «Единородный Сыне». На ней изображены:
- Господь Саваоф во славе с Духом Святым в виде голубя;
- ниже — Спас Эммануил, восседающий на херувимах;
- в правой руке Его — символы евангелистов.
- Ангелы держат солнце и луну.
- Благовещение -«воплощение от Святыя Богородицы».
- Ниже — композиция «Не рыдай Мене Мати».
- Внизу слева ангел побивает поверженного Крестом сатану.
- На Кресте восседает Христос в образе воина в доспехах, от вида Которого толпа нечистых пытается укрыться в черной пещере.
- Справа внизу — смерть с косой на апокалиптическом звере.
Антифон 3. Заповеди блаженства .
Далее следует малая ектения и 3-й Антифон, который представляет собой Заповеди блаженства из Нагорной проповеди Спасителя Мф 5:3-12.
В этих Заповедях Господь говорит о том евангельском идеале, к которому должен стремиться каждый христианин. Церковь напоминает нам о том, что, согласно Евангелию, человек, просящий милости у Бога, сам должен быть:
Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
II. Литургия оглашенных
По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас«. В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы — Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом («непреложно» — неизменно «вочеловечивыйся«), принявши человеческую плоть (тело) от Свят. Богородицы и Приснодевы Марии и будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть «смертию смерть поправый«, один из трех Лиц Св. Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом.
Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким(незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание («ижденут«) и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда («мзда») на небесах. В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце «блаженств» священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. — Этот выход священнослужителей с Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь