Евхаристия (буквально «благодарение») — величайшее христианское таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной

УРОК №1

Евхаристия — сердцевина Литургии

Евхаристия — сердцевина Литургии

Суточный строй православного Богослужения включает в себя девять служб, важнейшей из которых является Литургия. Сердцевиной же не только Божественной Литургии, но и всего православного богослужения, является таинство Евхаристии.

Вся христианская служба – от псалмов до причащения – является естественным выражением молящейся души, и Евхаристия является главным завершительным концом моления. Все прочее служит приготовлением к ней: и псалмы, и чтение Слова Божия, и песни, и гимны, и ектении.

Разбирая ход Литургии, мы с вами будем истолковывать её в приложении к жизни Иисуса Христа. Например, на проскомидии вспоминается воплощение и особенно страдания Христа Господа. Малый вход толкуется как выступление Его на проповедь. Великий вход – как шествие Христа на страдания. Причащение – как Тайная вечеря и Пасха. Унесение Святых Даров – как Вознесение. Благодаря такому образному объяснению Литургия представляется молящемуся как целая жизнь Иисуса Христа. Однако такими символическими смыслами литургия наполнялась постепенно. Изначально же каждый момент службы имел чисто практическое значение.

Малый вход прежде был изнесением Евангелия для чтения его из ризницы в центральную часть храма. Проскомидия (приготовление Святых Даров) в древности происходила вне алтаря, а, когда приближалось время пресуществления Св. Даров, они торжественно переносились в алтарь на престол. Это и называлось Великим входом.

Со временем эти моменты утратили свое практическое значение, поскольку и Евангелие стало храниться в алтаре, там же совершается и проскомидия, зато эти действия обогатились символической трактовкой, которая позволяет нам на литургии вспомнить всю земную жизнь Христа и прожить её вместе с Ним. Во время Малого входа мы будем вспоминать выход Христа на проповедь, а Великий вход напомнит нам о шествии Господа на вольные страдания. 

Современный чин Литургии складывался постепенно, например: 

в 438 г. было введеноТрисвятое; 

в 510 г. введен в богослужение Символ веры;

  в 536 г. при императоре Юстиниане Великом появилось составленное им песнопение«Единородный Сыне»; 

в VI в. при Юстиниане Младшемвнесена Херувимская песнь;

в 620 г. добавле нопеснопение после причастия Да исполнятся уста наша 

в 980 г. внесена песнь в честь Божией Матери Достойно есть

Главнейшая же часть — Евхаристия, установленная самим Господом на Тайной вечери, практиковалась с апостольских времен. Только прежде она была короткой, а все собрание посвящалось молитвам и поучениям, но главной целью была Евхаристия. 

Время шло, сменялись поколения, сокращались дары пророчеств и исцелений, ширилось новозаветное творчество, бессменной оставалось одно — Вечерня Господня, или Преломление хлеба, или Евхаристия.

Итак, Евхаристический канон Слово «канон» означает правило, образец, закон. Евхаристический канон, однажды составленный, остается неизменным, узаконенным, точно исполняемым моментом Богослужения. Другие части, как мы видим, менялись исторически и могут меняться впредь, а эта центральная часть оставалась и будет оставаться до скончания мира неизменным правилом.

Чрезвычайно важным моментом Евхаристии является принесение Святых Даров как Искупительной Жертвы Богу. И все же центром Евхаристии является не Жертва. Евхаристия– слово греческое1 ) благо и 2) дарить, прощать (долг), освобождать (заключенного), т. е. незаслуженное получение чего-либо. Таким образом, слово Евхаристия означает прежде всего «благой дар», «благодать», а потом уже и «благодарение». Если же соединить оба эти смысла, то получится «благодарение» за некий «благой дар».

И именно так Церковь наименовала и самое таинство, и этот богослужебный канон – Евхаристия, благодарение.

После Символа веры диакон призывает приступить ко святому возношению, но как? Не с сокрушенным сердцем, не с воплями о помиловании, — это состояние мы переживали на всех подготовительных службах. Сейчас же будем благодарение «в мирэ приносити», в мирном состоянии. Мы, уже помилованные, пришли отблагодарить Помиловавшего, хвалить Его за милость. Поэтому лик и отвечает: «Милость мира, жeртву хвалeния». За полученную от Бога милость мы приносим «жертву хваления», хвалебную благодарственную жертву.

Значит, мы в храме должны проникнуться с этого момента возвышенным чувством хваления, а не обращаться уже с просьбами о разных нуждах наших, хотя бы даже и о спасении души, «отложить житейское попечение». Всему было время и еще будет, но не сейчас.

На следующий возглас священника: «Благодарим Господа!» лик отвечает за народ: «Достойно и прaведно есть, покланятися». В это время священник тайно молится: «Достойно и праведно и лепо великолепию Святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити…» Шесть разных слов об одном и том же чувстве хвалы.

(Не так ли бывает при благодарности с людьми, когда мы не можем подобрать приличествующих слов для выражения переполняющих нас чувств благодарности). И далее священник произносит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывaюще и глаголюще». Какая же это песнь? «Свят, свят, свят Господь Саваоф, — отвечает народ за ангелов, присоединяясь к их хвале, — исполнь небо и земля полна слaвы Твоея!  Осaнна в вышних ! Благословeн Грядый во имя Господне, осaнна!» Вот каким гимном ангелы, а с ними и люди славят Господа.


Вот куда приравнял себя человек! К Архангелам, Херувимам! Искал-искал, с кем бы сравняться в выражении благодарности, кто бы еще так пылал желанием хвалы? А вот – Серафимы! («пламенные»). И не задумалась Церковь – по любви своей пламенной – поставить себя наряду с ними. Какая хвала может быть выше? Еще в Херувимской мы дерзаем «припевать» Херувимам. А здесь совсем уж осмелились и поем вместе с сими блаженными (счастливыми) силами … и мы, грешнии. Вот как наполнена, насыщена славословием, благодарением большая часть самого центрального места Евхаристии!

Далее. Во время Пресуществления Святых Даров, во время принесения и освящения Жертвы Духом Святым, совершаемого священником в алтаре, лик продолжает петь хвалебную песнь: «Тебе поeм, тТебе благословим Тебе благодарим и, и молим ти ся Боже нaш» . Поразительное сочетание: жертва и хвала! В алтаре повторяется Голгофская Жертва, а люди в это время ликуют и радостно поют.

В алтаре – Небо: Отец, закалающий Сына Своего Духом Святым, рукою священника. Там страдания.

А в храме – земля, искупаемая Церковь. Здесь радость… И именно так должно отвечать христианину на искупительную Жертву, т. е., главным образом, хвалою благодарности, пением славы…

Именно ради лишь Искупления и можно стало благодарить…

Итак, Жертва не составляет сущности службы Евхаристии, а лишь дает основание, повод к главному содержанию ее, к благодарной хвале Богу. Восприятие Искупления – радостная благодарность.

После Пресуществления Церковь с благодарностью воспоминает о спасенных людях, праотцах, патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках, благовестниках, подвижниках и особенно (изрядно) – «о Пресвятой, Пречистой, Преблагословeнно, Слaвной Владициче нaшей Богородице и Приснодеве Марии». Её «изрядно», исключительно, подобает «блажити». Опять величание, опять хвала, опять благодарение и уже не Одному Богу, но и сопрославляемым с Ним и Им прославленным святым, а выше всех – Богородице.

Вот каков основной характер Евхаристии или тон ее: благодарственная хвала.
И таким именно настроением и должен проникаться христианин, участвуя в этом моменте Литургии.

Евхаристия (буквально «благодарение») — величайшее христианское таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. 

Это таинство имеет название Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. 

Таинство святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25). 

Приобщив учеников, Господь заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11:26), как наставляет ап. Павел, т.е. до второго пришествия Господня. 

В таинстве Евхаристии, — в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, — хлеб и вино действительно прелагаются (пресуществляются) в Тело и Кровь наитием Святого Духа, как сказал Спаситель: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоан. 6:55). После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это — истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, только под «видами» хлеба и вина.

Такое учение о святом таинстве Причащения содержится у всех святых Отцов, начиная от самых древнейших.

Хотя хлеб и вино претворяются в таинстве собственно в Тело и Кровь Господа, но Он есть в этом таинстве всем существом Своим, т.е. Своей душой и самым Божеством Своим, которое нераздельно с его человечеством. 

Хотя, далее, Тело и Кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются, однако мы веруем, что в каждой части — и в малейшей частице — св. Таин принимается причащающимися весь Христос по Своему существу, т.е. с душою и божеством, как совершенный Бог и совершенный Человек.

Так как Богочеловеку Христу подобает единое нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по человечеству, вследствие нераздельного их соединения, то и святым тайнам Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу Христу.

Евхаристическая жертва не есть повторение крестной жертвы Спасителя, а есть принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных нашим Искупителем на крест. Эти жертвы нераздельны: это одно и то же благодатное дерево жизни, насажденное Богом на Голгофе, Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровной и бесстрастной, так как она совершается по воскресении Спасителя, Который воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Римл. 6, 9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца. 

Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. От начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших.

Божественная Евхаристия — основание литургической жизни Церкви Христовой Православной, и она же является основанием и духовной жизни каждого православного человека. Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Крови и Тела Христова.

Наша духовная жизнь неотделима от Евхаристии, ибо Евхаристия — вернейший путь ко спасению. Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53-54). 

Евхаристия делает нас причастниками Воскресения Христова и наследниками жизни вечной.

Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие:

Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57).

Оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: «Ядущий хлеб сей жив будет вовек» (Ин. 6, 58).

Св. Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы «лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть». 

Святитель Филарет, митрополит Московский писал о благодатном действии Евхаристии: 

«По многоразличной силе Божественной Пищи и Пития, по многоразличной премудрости, благости Божественного Питателя, ощутительный плод вкушения Трапезы Господней является верующим то неизреченною радостию в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви ко Господу или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям. Но каковы бы ни были наши собственные в сей Тайне опыты, то скажу со Святым Златоустом: «Да будет истиннее и помысла, и зрения нашего слово Господа нашего». После того как Он сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Ин. 6, 56, 54), — как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его Плоти и Крови, как дерзнем отрицать то, что Он в нас, и мы в Нем, и что мы в Нем «имеем живот вечный», если только сами не удалимся от Него, если только сами не повергнем себя снова в смерть греховную?»

Глубоко раскрывают спасительное значение этого великого таинства составленные святыми отцами молитвы Последования ко Святому Причащению и благодарственные молитвы, читая которые, каждый христианин просит:

«Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой Причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве».
(Канон Последования ко Святому Причащению)

«Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение».
(Молитва 2-я, св. Иоанна Златоустого)

«Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш… сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений». 
(Молитва 4-я, святого Иоанна Дамаскина)

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.):

«Веруем, что всесвятое таинство Святой Евхаристии, которое выше мы поставили четвертым в числе таинств, есть таинственно заповеданное Господом в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. Ибо, взяв хлеб и благословив, Он дал Своим ученикам и Апостолам, сказав: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое». И, взяв чашу, воздав хвалу, сказал: «Пийти от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставление грехов».

Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (tipikos, eikonikos), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (kat Enartismon — per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ipostatikos), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира.

Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина.

Еще веруем, что сие пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим уготовляют осуждение и вечные муки.

Еще веруем, что тело и кровь Господа хотя разделяются и раздробляются, но сие бывает в таинстве причащения только с видами хлеба и вина, в которых они и видимы, и осязаемы быть могут, а сами в себе суть совершенно целы и нераздельны. Почему и Вселенская Церковь говорит: «Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николи же иждиваемый, но причащающийся (разумеется, достойно) освящая».

Еще веруем, что в каждой части, до малейшей частицы преложенного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть тела и крови Господней, но тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время много бывает священнодействий во вселенной, но не много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно тело Его и одна кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и преосуществляемый, делается одно и то же с телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах. Посему-то таинство сие, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верою, а не умствованиями человеческой мудрости, коей суету и безумную изыскательность касательно вещей Божественных отвергает сия святая и свыше определенная за нас жертва».

Должно, поэтому, помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 29-30).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

«Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но (входят) в нашу сущность для охраны, отражения (от нас) всякого вреда, очищения всякой скверны; если находят (в нас) поддельное золото, то очищают (его) огнем суда, “да не с миром осудимся” в будущем веке. Очищают же болезнями и всякого рода бедствиями, как говорит божественный Апостол: “аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были. Судима же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся” (1 Кор. 11, 31 — 32). И вот что значит, что он говорит: причащающийся тела и крови Господней “недостойно суд себе яст и пиет” (1 Кор. 11, 29). Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым».

К таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния. 

Таинство Причащения совершается во время литургии.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. В 19-20 веках св. Церковь заповедовала причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Перейти к верхней панели