Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии! Христиане православные! Боготворите Литургию, боготворящую нас по милости Божией!.
Святой Иоанн Кронштадтский
УРОК №4
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ. ВЕЛИКАЯ (МИРНАЯ) ЕКТЕНИЯ. АНТИФОНЫ.
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных носит учительный (огласительный) характер, иногда ее называют Литургией Слова.
На ней читаются Послания святых апостолов и Евангелие.
На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т. е.
1) готовящиеся ко Крещению,
2) кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.
· Начинается литургия оглашенных священническим возгласом прославления Святой Троицы:
Благословено царствотво, Отца, и Сына, и Святаго Духа,ныне и присно,и во веки веков. · Затем священник произносит великую или мирную ектению, в которой перечисляются наши разнообразные прошения к Господу. Мирной она называется потому что напоминает нам, что молиться Господу нужно,примирившись со всеми:
ВЕЛИКАЯ (МИРНАЯ) ЕКТЕНИЯ
Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.
1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф.5:23-24).
2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.
Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» (1Кор.15:28).
4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.
Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.
Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
6. О Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве ея, Господу помолимся.
7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.
10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.
12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков«:
Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).
Антифоны
После великой ектении поются псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа», разделяемые малой ектенией: «паки и паки миром Господу помолимся«.
В этих псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросахпопеременно, то по-гречески они называются также «антифонами».
Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами).
О том, насколько молитва хвалебно-благодарственная выше молитвы просительной ,пишут многие церковные писатели:
«Благодарственная молитва — самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, — за все это благодарит человек. Мы слишком часто забываем о том добром, что дано нам в этом мире; и слова библейских антифонов напоминают нам о благодарности Отцу». (священник Александр Мень)
Антифон 1
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,
избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами:
Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.
Благословен еси, Господи.
Малая ектения Малая ектения представляет собой сокращение великой ектений и заключает только следующие прошения:
1. Паки и паки миром Господу помолимся.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Антифон 2
Хвали, душе моя, Господа.
Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго.
Блажен, eмуже Бог Иаковль Помощник его, упование eго на Господа Бога своего:
Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них:
Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя,Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
II. Литургия оглашенных
Вторая часть Литургии называется Литургией «оглашенных» потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.
Диакон, получивши благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место против царских врат) и громко произносит: «Благослови, владыко!«, т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Свят. Троицу: «Благословено (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно(всегда), и во веки веков (вечно). Певчие поют: «аминь» (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно «миром«, то есть примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем «что-нибудь против ближнего» (Матф. 5, 23-24). Высшее благо, о котором следует молиться, это — душевный мир и спасение души: о свышнем (небесном) мире и спасении душ наших«; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, напр., после внимательной исповеди и достойного причащения Св. Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери (Иоан. 14, 27). «О мире всего мира» — чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). «О благостоянии святых Божиих церквей«, — чтобы православные церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедывали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, «о соединении всех» верующих в единое стадо Христово (Иоан. 10, 16). Молимся «о святем храме сем«, который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него («в онь«) с искреннею верою, благоговением и страхом Божиим. — Молимся о патриархах, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотою Христианской Веры и нравственности; о благоверных правителях, которые охраняют свободу Православной Веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан — «О граде сем (или веси— — селении) в котором мы живем и трудимся, о «всяком граде, стране, и верою живущих в них«, молимся также по чувству христианской любви и о всех других городах и окрестностях (стране — стороне) его и о всех живущих в них верующих людях — «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных«: молимся о хорошей благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны, — и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. — «О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их» — все эти лица, преимущественно пред всеми, нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды«. — Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати), — «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию«. В последних словах ектении, «помянувше«, т. е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: «яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков«: содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.
После великой ектении поются псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа … и 145-й: «Хвали, душе моя. Господа» …, разделяемые малой ектенией: «паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся«. В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, — и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний); Господь — щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину во век, творит суд обидимым, даст пищу алчущим, освобождает заключенных (решить окованные), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников… Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также «антифонами«. В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!» А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: «Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы» (в Рождество Христово) или: «во Иордане крестивыйся» (в Крещение Господне) или: «Воскресый из мертвых» (в Пасху) и тому подобное … «поющия Ти: аллилуиа!» (хвалите Бога).