Икона

Иконами называются священные изображения истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих и событий из Священной истории, написанные в соответствии с церковными иконописными правилами. Согласно древней традиции, иконы обычно пишут (изображают) красками на доске и освящают по церковному чину. При освящении иконе сообщается благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней.

Первой иконой в христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя, который чудесным образом отобразился на полотне после прикосновения к Его божественному лику.
По церковному преданию, во времена земной жизни Иисуса Христа правитель города Едессы царь Авгарь заболел проказой. Услышав о бесчисленных чудесах и исцелениях, которые совершал Господь, царь послал к Нему своего живописца Ананию, чтобы тот нарисовал для него образ Спасителя. Однако живописцу никак не удавалось запечатлеть Христа. Тогда, виля тщетность усилий художника, умывшись, Господь отер Свое лицо убрусом (полотенцем), и на нем отобразился Его божественный лик. Этот убрус был послан царю, который, помолившись пред ним, получил исцеление от своей болезни.

Первые иконы Божией Матери церковное предание приписывает святому апостолу и евангелисту Луке, который ещё при жизни Пресвятой Богородицы запечатлел Ее лик. По преданию, Богоматерь Сама благословила Свой первый образ, сказав: «Благодать Сына Моего и Моя да будет с сим образом».

Кроме Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, на иконах изображают святых людей. угодников Божиих, которые. живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью и пользуются почитанием в Православной Церкви.

Среди святых, изображаемых на иконах, особенно почитаем и любим на Руси святитель Николай, называемый Чудотворцем. Его почитают как покровителя путешественников, устроителя семейного счастья, защитника от нечистой силы, помощника сирых и убогих. Недаром святителя Николая нередко изображают на трехчастных складных иконах — складнях — рядом со Спасителем и Пресвятой Богородицей.

Из святых, просиявших в земле Российской, наиболее почитаем Преподобный Сергий Радонежский. Постоянно пребывая в посте и молитве, Преподобный еше при жизни своей стяжал особый дар помогать людям, облегчать их беды и исцелять от болезней. И ныне по молитвам Преподобного Сергия, честные мощи которого почивают в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, совершается множество чудес.
Иконы пишутся по строго определенным правилам, называемым каноном. В них все исполнено смысла, и каждая деталь имеет свое значение.

 Как символ святости вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимбом.
Нимб над головой Спасителя называется «крестным» или «крещатым», потому что внутри него изображается крест. Внутри этого креста пишут буквы О О N, составляющие греческое слово, которое в переводе означает «Суший» По сторонам нимба помещаются буквы IC ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа.
На иконах Божией Матери ставят буквы MP ОТ. Это сокращенное написание греческих слов которые в переводе означают «Матерь Божия.

В знак любви к изображенным на иконах Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим у православных людей принято украшать иконы и воздавать им особое молитвенное
почитание — преклонять пред ними колени, прикладываться к ним и зажигать пред ними свечи и лампады.
Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги, Божией Матери и святым — руки. Прикладываясь к иконе Нерукотворного Спаса и к иконе Усек-новения главы святого Иоанна Крестителя, принято целовать волосы. При этом нельзя целовать лик на иконах.

Дома иконы принято помещать в «красном углу», который устраивается обычно напротив входа в дом (комнату). Перед иконами ставят или подвешивают на цепочках лампадку — небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом, которую с благоговением зажигают перед началом молитвы. Иконы следует содержать в чистоте, отирать с них пыль.

Часто иконы помещают в специальные деревянные рамы со стеклом — киоты (или кивоты) и оправляют в оклады, то есть украшают чеканным или литым декоративным покровом, обычно сделанным из серебра.
В Православной Церкви существует великое множество икон. Некоторые из них наиболее почитаемы. К ним относятся чудотворные, явленные и мироточивые иконы.

Чудотворными называют иконы, через которые действием Божественной благодати, по молитве верующих, совершаются различные чудеса — испеления от болезней, зашита от бедствий, исполнение прошений.
История Православной Перкви знает множество явленных икон, то есть чудесно обретенных по Промыслу Божию, а также мироточивых, источающих святое миро — благовонную маслянистую жидкость.

Молясь пред иконами, мы должны помнить, что мы поклоняемся не дереву и краскам, но Христу, Богоматери и святым, которые изображены на них.
Мы почитаем икону как святыню, поклоняемся же изображенным на ней. И если с верою просим у Бога помощи. Господь по великому Своему милосердию, по молитвам Божией Матери и святых угодников Божиих подает нам просимое.

Иконостас

Средняя часть храма, в которой собираются для молитвы верующие миряне, отделена от алтаря перегородкой с установленными на ней святыми иконами, называемой иконостасом.

В центре иконостаса находятся Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное, которое стало открытым для всех людей с приходом в мир Спасителя. Поэтому на них помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Пресвятая Богородица первой удостоилась получить от Архангела Гавриила радостную весть о рождении Спасителя, а евангелисты проповедали эту весть всему миру.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду иконостаса расположены также диаконские двери. На них обычно изображают Архангелов, что указывает на то, что диаконское служение подобно служению Ангелов, или архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.


Над Царскими вратами помещается изображение Тайной вечери, как указание на совершающееся за литургией в алтаре Таинство Святой Евхаристии.

По правую сторону Царских врат находится икона Спасителя, а по левую — Матери Божией с Богомладенцем Иисусом на руках.

Рядом с иконой Спасителя помещается икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма. Она называется храмовой иконой. Слева от иконы Божией Матери помещается икона наиболее почитаемого в этом храме святого. Эти иконы находятся в первом ряду иконостаса, который называется местным рядом.

Кроме местного, иконостас имеет ешё несколько рядов, у каждого из которых свое особое название.
Второй ряд снизу —деисисный (деисусный). «Деисись« по-гречески означает моление. В центре этого ряда находится икона с изображением сидящего на престоле Спасителя. Справа от Него изображение склонившейся в молитве Божией Матери, слева — святого Иоанна Крестителя. Справа и слева от них иконы с изображением Ангелов и святых апостолов, святителей, преподобных, мучеников. Они также изображаются склонившимися в молитве перед Спасителем.

Этот ряд является центральной частью иконостаса и символизирует собой моление Небесной Церкви за мир.

Третий ряд называется праздничным. В нем располагаются иконы двенадцати главных праздников.

Четвертый ряд пророческий. На нем изображаются ветхозаветные пророки, которые предсказали пришествие в мир Спасителя. Все они держат в руках развернутые свитки, на которых написаны тексты из их пророчеств. В центре этого ряда находится икона Божией Матери с Младенцем Христом «Знамение», как символ исполнения всех пророчеств.

Пятый ряд — праотеческий. На нем изображаются ветхозаветные праотцы. В центре его находится икона Святой Троицы.
На самом верху иконостаса помещается крест — символ победы Спасителя над грехом и злом.

Перед иконостасом находится возвышение, называемое солеёю. Середина солеи напротив Царских врат имеет полукруглый выступ, который называется амвоном. Он знаменует собой камень, отваленный Ангелом от гроба Христова. На амвоне диакон, по образу Ангела, благовестившего воскресение Спасителя, произносит ектении (молитвы от лица всех предстоящих в храме) и читает Святое Евангелие, а священники читают проповеди. На амвоне верующим преподается Святое Причастие.

 

 

Протоиерей Серафим Слободской 

Закон Божий

 

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Перейти к верхней панели