Урок № 23

Крестопоклонная неделя Великого поста

 Крест — это напоминание о страданиях Христовых.

И именно поэтому в середине Великого поста в храме выносится для поклонения украшенный цветами Крест, чтобы укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Поэтому 3-е воскресенье и следующая за ним неделя называется Крестопоклонной.

Рассмотрим  некоторые формы креста.

На куполах храмов часто можно видеть Крест с полумесяцем.

Что же означает этот полумесяц?

Он напоминает:

1) крестильную купель
2) колыбель Вифлеемскую, принявшую Богомладенца Христа
3) Чашу с Причастием
4) лодку или ковчег спасения

Тему Церкви — как корабля спасения в бурном житейском море продолжает и крест следующей формы.

 

Крест «Якорь»

Действительно, если Храм — это корабль, ковчег, в котором мы спасаемся от бури, то Крест — это якорь. Ведь якорь не дает кораблю уплыть из тихой гавани. Так и Крест укрепляет нашу веру, не дает нам далеко уплыть от Матери — Церкви.

 

При поклонении Кресту мы поем:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко,и святое воскресение Твое славим».

 

 ДЕТЯМ О ПОКЛОНЕНИИ КРЕСТУ
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонная. Сегодня во всех православных храмах поют: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое хвалим». Крест Господень для каждого христианина – великая святыня. Когда мы принимаем крещение в Церкви, священник надевает на нас нательный крестик. Когда мы молимся, мы налагаем на себя крестное знамение – изображение Креста. При виде крестного знамения бесы трепещут и «исчезают как дым», – так говорится в одной из молитв Господу. Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Почему именно Крест так важен для христианина? Что за таинственная сила заключена в нём? Чтобы ответить на все эти вопросы, нам необходимо вспомнить самое начало истории человечества. Господь сотворил Адама и Еву и поселил их в раю. Всё там дышало любовью и красотой. Все там были счастливы. Но люди нарушили заповедь, данную им Богом, — не есть плодов с запретного дерева. И тогда зло вошло в мир. И повредилась природа человека. Он стал смертным. Больше он не мог жить в раю, потому что отпал от Бога. Его приютом стала грешная земля, где он принуждён терпеть голод и холод, болезни и беды. Отпав от Бога, он стал находиться под властью лукавого. Он как бы попал в тюрьму, двери которой были наглухо заперты. Горько сожалел человек о потерянном рае. Он хотел вернуться, но не мог найти дорогу обратно, он не мог открыть запертые двери. Он совсем заблудился. Но и Господь не мог спокойно смотреть на несчастных людей. Ведь Он сам создал их и любил всем сердцем. Тогда Он решил спасти заблудших, указать им дорогу в Отчий дом. И Он послал к ним Своего Сына. Иисус Христос родился на земле, чтобы спасти людей. Он пришёл восстановить повреждённую человеческую природу, чтобы люди снова могли жить в раю. Только сделать это оказалось очень непросто. Чтобы освободить человека от власти диавола, восстановить человеческую природу, Христос совершает величайший подвиг – он берет на себя все грехи человечества и принимает страшную смерть на кресте. Он был распят, испытал боль и муки, но совершил чудо – Своей Смертью освободил человека от порабощения лукавыми демонами. Вот поэтому Крест – орудие мучительной казни Христа – стал для всех христиан символом освобождения, символом победы добра над злом, светом, сияющим в ночи заблудившемуся путнику. Крест Господень победил козни лукавого. Тот оказался бессилен перед Богом. Вот почему бесы так боятся и трепещут креста. Для нас же Крест – спасение! Он – величайшая святыня, наша надежда и наша вера. Через него мы можем теперь найти дорогу к Богу в Царство Небесное. Этот обратный путь к потерянному раю непрост. На нём нас ждут испытания, камни и овраги, непроходимые чащи и болота. Но мы с вами не одни. Впереди, как путеводная звезда, нам светит Господень Крест. Навстречу нам с любовью протянуты руки Христа. И Он говорит нам: «Не бойтесь! Смело идите вперёд. И мы обязательно скоро встретимся!» И ещё, ребята! Что означают слова – «взять крест свой!»? Они означают, что нам надо со смирением принимать всё то, что выпадает нам на долю в нашей жизни. Во всех событиях нашей жизни есть благой промысел Божий. И нам надо научиться не злиться, не бунтовать, а понимать, что встретившаяся нам трудность – это и есть то испытание, которое нам надо преодолеть. Выйти победителем. Наша жизнь – это наш крест. А с Господом нести этот крест гораздо легче, чем без Бога.

В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо Крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

Сосредоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, — теперь, в середине Святой Четыредесятницы, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение: Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам и о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение.

Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Это время умервщления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира.

Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.

Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»

На святой Крестопоклонной,
Морем света озаренный
Батюшка выносит в храме
Крест, украшенный цветами.

И молитву воспевая,
Крест поклоном величая,
Славим Господа Христа
В дни Великого поста.

С.Высоцкая.

Перейти к верхней панели